ТСЖ «Нахабинка»
Нахабино, Красноармейская 62 и 64

Логин: Пароль:  | Забыл пароль | Регистрация
Разделы сайта
Главная » Наш край

О названии поселка Нахабино

По данным московской областной молодежной научно-изыскательская историко-археологической общественной организации "Реликтопоиск" Исследовательская работа по нахождению смыслового значения топонима Нахабино началась с методической помощи Жуковой А.В., ведущего специалиста музейно-выставочного сектора, кандидата исторических наук, редактора историко-краеведческого альманаха "Красногорье".

Анжела рекомендовала начать исследования с изучения документов Архива Древних Актов, с установления названия реки, протекающей через посёлок в прошлых веках, снабдила нужными сведениями для работы с документами, составила рекомендательное письмо в архив.

Сама исследовательская работа проводилась молодёжным научно-изыскательским историко- археологическим общественным объединением "Реликтопоиск" возглавляемым президентом Барановым А.М.

Первый документ, который удалось найти, оказался планом села Нахабино 1768г., причём крупным, цветным, замечательно сохранившимся. На нём много показателей. Это постройки, пашни, озёра, леса, болота, описание численности жителей и т.д. Каждый в документе может увидеть что-то своё. Нас интересовала река, она на плане значится Нахабинкой. На обширной площади сельца отмечено болото, в том числе вокруг монастырского владения. На плане царская печать величиной с чайное блюдце и множество подписей чиновников по рангам. Размер этого документа примерно 1,5 на 1,5 метра. По таким планам можно составить целую карту Красногорского района XVIII века. Информативность первоисточника для изучения местной истории уникальна. Нами изучались карты Московской и Тверской губерний: дорожные с почтовыми станциями, уездные планы, атласы 1760-1797 годов. Были проверены планы дач, землевладельцев, чьи владения примыкали к селу Нахабино. На всех изучаемых документах речка, протекающая через сельцо Нахабино и впадающая в реку Истра, называлась Нахабинкой, на военно-топографической карте середины XIX века название сохраняется.

Сообщение о названии речки Нахабинки и её притоке р. Грязливой мы встречаем в 1899 г. в книге "В Нахабино!.." (личные впечатления и наброски И.С.Орлова).

Создаётся впечатление, что в XX веке была допущена ошибка или описка, поменявшая названия реки с её притоком. Сегодня на всех современных картах указывается р. Грязёва вместо р. Нахабинка и р. Нахабинка вместо притока р.Грязливой.

Е.Н. Мачульский, автор книги "Красногорская земля", отметил, что в сегодняшнем названии реки существует историческая неточность. Надо сказать, что неточность эта для нахабинцев очень значимая. Потерялась связь между названием посёлка и рекой, утратилось смысловое значение топонима реки и местности.

Завьялову Е., вице-президенту "Реликтопоиска", удалось обнаружить речку Хобню или Хабню (разночтение составителей карт) на современной карте Подмосковья, недалеко от Ново-Петровска. Это было большой удачей, наглядно и доказательно выделился корень хаб (хоб) . Ранее эта местность принадлежала Рузскому уезду. Ниже Звенигорода на современной карте удалось найти ещё одну дугообразную речку Нахабинку, приток реки Наховни. Ранее на картах, атласах XVIII века река Наховня называлась Нахабинкой, а её приток был ручьём, находим мы этот ручей и в середине XIX века на военно-топографической карте между п. Хлюпиным и п. Раевым.

После этой находки ареал поиска топонима рек с корнем хаб (хоб), хав (хов) расширился. В Тверской области мы встречаем реки с топонимом из двух слов: река Дон хов ка; река Ино ха , река Жидо хов ка.

Выяснить закономерность в течении всех рек Нахабинок и в прошлом, и в настоящем времени, помогла трактовка В.Даля. В словаре мы находим архаическое название реки - хоботчатая, хоботистая , в значении излучистая, вилявая. Хоботина - изгиб, дуга, колено, изогнутый мыс, крюк, околица, окружной путь. Хобень - одежда мешковатая, широкая по обычаю в хоботень. При сравнении течения рек прослеживается одна закономерность, все они протекают очень извилисто, особенно река Грезёва (в XVIII - XIX река Нахабинка) при впадении в реку Истра.

На встрече с жителями посёлка Е.Н. Мачульский отмечал особенности земледелия XVIII века. В сельце для нужд монастыря выращивалась капуста, довольно редкая культура для того времени, а для капусты первое условие - это вода. Сообщил он также, что корень хаба в мордовском словаре толкуется как: топь, хлябь . В словаре В.Даля мы встречаем слово хиба и хлюпа в значении хлябь , жабина - ямка, лунка, ячейка . В Шиховском районе протекает речка Жобня. Как здесь не вспомнить о соседях желябинцах (Жулебино). Есть ещё понятное нам слово ухабина - неровная дорога, выбоина, так мы называем плохие проезжие дороги. У древних проезжими дорогами были реки, а сухопутные дороги ценились за проходимость, особенно в болотистых и дремучих краях. Часто в распутицу приходится слышать в сердцах брошенные слова: "Это не Нахабино, это ухабина" при попытке пробраться через не асфальтированную дорожку, пройти и вправду тяжело, сплошная слякоть, ноги не вытащить. Ещё до недавнего времени весной и осенью, некоторые дороги оставались непроходимыми. Местные жители вспоминают, как в пятидесятых годах собирали клюкву на бывшей территории организации "Авангард", и для нас сегодняшних местных раздраженные всхлипы наших городских жителей вызывают улыбку. Возможно, именно в эти мгновения мы отдаём дань местности, ощущаем единство имени с природой. К нам пробивается истина и ускользает от нас из-за раздражения, а предки славили и любили этот край, используя непроходимость местности, её тайные тропы для защиты от врагов.

Наши исследования в толковании смыслового значения топонима реки не ставят точку, ни на одной из версий, а, наоборот, перечисляя их, мы приглашаем принять участие всех желающих в творческом поиске.

У нас остаются ещё вопросы, почему топоним р. Нахабинки под Звенигородом переименовали в Наховню? Случайность или нет? Исчерпав возможности словарей, мы обратились к идее о происхождении языков от одного праязыка. Может быть, вера людей в праязык не просто библейское предание о древнем Вавилоне, приуроченное к началу истории человечества (после потопа), первопричина языковой и территориальной раздробленности людей. Все люди на земле имели один язык и одинаковые слова. Двинувшись с востока, они нашли на земле Сенар долину и поселились там.

Обратившись к мифам народов мира, к мифологическому символу рек, к сакральной, религиозной топографии, мы обнаружили мифы и сюжеты, объясняющие этимологию названия рек, корней, которые мы ищем в интересующих нас топонимах. Используя понятие этноса и критерии его классификации по языку и культуре, мы отметили аналогии в топонимах рек, в именах духов и мировоззрении наших предков.

Например, имя древнеиндийского чудовища Вритры означает - затор, преграду, запруду. Вритра был асур, демон, его мать Дону - вода, поток. Сын запрудил воды реки, чем вызвал угрозу плодородию и жизни. Индра - повелитель бури, громовержец победил противника. Сходна этимология р.Днепра. Корень слов Днепр, Дон, Дунай считается иранским и восходит к Дону, матери Вритры. Интересно, что одно из древних названий р.Дунай - Истр. Топоним реки Донховки его первую часть можно понять, как течение воды с преградами, корень хав в английском языке означает центр, середину, половину, halfback (в русской транскрипции - хавбэк) -игрок средней линии, halftime в (русской транскрипции - хавтайм) - половина игры. От реки Донховки, по обе стороны, отходят под острыми углами рукава. Обычно такие углы образуются при твёрдом грунте, где течение встречает преграды и резко сворачивает. На современной карте, можно увидеть целую сеть рукавов, р. Жидоховки, Инохи, напоминающих дерево. В те времена, когда реки были единственными дорогами, они представлялись как некий стержень, ось Мирового Пути, Вселенной, были главными объектами поклонения. Один из вариантов образа космической реки, является находящееся в центре Вселенной озеро, из которого вытекают главные реки, иногда они текут из центра отмеченного деревом - Мировым Древом Жизни.

Мы знаем, что в мифологической картине мира угро-финских племён, варианты космогонии связаны со священным центром - Деревом, Мировой Осью и это естественным образом занимало центральное место в мифологической картине мировоззрения. Духи хозяева природы у мордвы Ведь-ава - мать воды (ведъ-ма - ведунья, сведущая - знающая, заведующая), Вирь-ава - мать леса, Варма-ава - мать ветра (известны соответствующие мужские персонажи).

В английском языке есть слово hab в русском прочтении хаб , что значит ступица (т.е. то, от чего отходят спицы колеса).

Топоним р. Наховня произошел, возможно, при образовании её притока ручья в речку. Река Нахабинка отдала ему своё имя и стала главной, центральной по отношению к р.Нахабинке? Если это так, значит, изменение названия произошло не случайно.

В корейской мифологии речное божество Хабек генетически восходит к древнекитайскому духу реки Хе-бо.В древней китайской мифологии мы встречаем духа реки Хуанхе Хе-бо (дядюшка реки, водяной). Первое упоминание в текстах IV века до нашей эры, будучи бездетным, он усыновил дитя похожего на лягушонка (золотого лягушонка).

Существует современное учение Хаба-Хаба маньячного бога - Абсолюта, в учении используется ведическая терминология: "Сутра о практике Манаяны"; "Пиво сутра". Нужно упомянуть слово хобот.

У беспозвоночных занимает головное место, всасывающий орган. У млекопитающих полый орган действия может принимать любое направление, обеспечивает связь с внешней средой и защиту.

Сравнение реки с хоботом священного животного или хобота с рекой логично. Возможность хобота извиваться, его хватательная функция расширяет рацион питания. Существует связь между хоботом, водой и кислородом. Хобот ещё и нос.

Сегодня, для того чтобы дальше работать над этими вопросами нам уже требуется выход на межрегиональный уровень, хорошо бы установить связи с этими местностями. Творческий процесс развивает науку, а наука-это объективные факты и доказательства.

Заканчивая обзор проведённого исследования, позвольте напомнить, что документы, указывающие на названия рек, существуют, найдены одноимённые реки в соседней местности и в нашем прошлом, и в нашем настоящем, в архиве древних актов (г. Москва).

Ареал распространения топонима реки сообщает, что название посёлка произошло от реки, а не от прозвища, клички, фамилии. В словаре В. Даля есть толкование значения реки с архаическим названием, при анализе всех рек выявляется яркая общая закономерность: извилистое их течение.



Категория: Наш край | Добавил: nahabinka | Дата: 13.08.2007, 20:03
Просмотров: 3926
Объявления

Copyright Товарищество собственников жилья "Нахабинка" © 2007-2018
Партнёры: Форум микрорайона Спасский Мост, Форум микрорайона Красногорье (Павшинская Пойма), форум Новое Нахабино